Форма электронного обращения
Градиент

каркас сайта
ДУМАЙ О БУДУЩЕМ - ВЫБИРАЙ ЛГАТК!
Главная : ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

               
   В начале учебного года

Алгоритм планирования идеологической и воспитательной работы

Ознакомление с государственными документами и внутриколледжными нормативными документами по идеологической и воспитательной работе с молодежью.

Ознакомление с методическими рекомендациями по различным направлениям идеологической и воспитательной работы, с опытом лучших кураторов, анализ собственного опыта работы.

Диагностика учащихся (интересы, способности, уровень воспитанности, ценности, идеалы...).

Прогноз будущей деятельности с конкретной группой (что можно осуществить с учетом  потенциала учащихся в конкретных условиях).

Постановка идеологических и воспитательных задач (определяются результатами диагностики, этапом обучения - курс, государственными документами).

Определение содержания идейно-воспитательной деятельности (какие идеологические и воспитательные мероприятия будут проводиться). Можно провести совместно с учащимися и  принять коллективное решение.

Планирование идеологической и воспитательной работы (определяется последовательность проведения мероприятий - что и когда проводится, участники, ответственные).

Выбор форм деятельности (определяется, как будет проведено мероприятие - лекция, беседа, диспут, деловая игра, экскурсия…).

Выбор методов и приемов проведения мероприятия.

Реальное проведение идеологического и воспитательного мероприятия в соответствии с планом.

Анализ и оценка результатов идеологической и воспитательной работы (коллективная рефлексия после проведения каждого мероприятия - что понравилось? Что получилось? Что не получилось, почему? Что будем делать дальше? А также итоговые обсуждения в конце каждого семестра).

Коррекция с учетом пожеланий и полученных результатов.

Функции диагностики в идеологическом и воспитательном процессе

 Информационная функция - получение информации об участниках идеологического и воспитательного процесса, выявление относительного уровня развития личности студентов.

Прогностическая функция - выявление потенциальных возможностей и способностей студентов.

Оценочная функция - определение результативности педагогического процесса, эффективности используемых средств.

Функция саморазвития - познание себя, своих качеств.

Методы диагностики в идейно-воспитательном процессе

 1.       Изучение степени значимости для учащихся социальных ценностей (уровень воспитанности) - методика ранжирования (может проводиться анонимно).

Подготовка: Написать предварительно на доске список ценностей в столбик с порядковыми номерами.

Проведение: Предложить на листочке бумаги проставить номера (ранги - в столбик с 1 до 17), напротив каждого номера - номер ценности из списка ценностей на доске.

Инструкция: Внимательно прочитайте предложенные вашему вниманию ценности и на листочке бумаги самостоятельно, не советуясь, расположите их в порядке убывания значимости этих ценностей для вас. Помните, что здесь нет правильных и неправильных ответов, это просто ваше мнение. Будьте искренними!

Список ценностей:

1 здоровье.

2 общение.

3 высокий социальный статус.

4 управление людьми.

 5 создание семьи.

6 достижение положительных изменений в обществе,

 7 познание нового в мире, природе, человеке.

8 помощь, милосердие к другим людям.

9 материальное благосостояние.

10 получение высшего образования.

 11 вера в бога.

12 приятное времяпрепровождение, отдых.

 13 полная самореализация.

14 поиск и наслаждение прекрасным.

15 любовь, признание, уважение других людей.

16 интересная работа.

17 свобода как независимость в поступках.

Обработка: Составить сводную таблицу ценностей учащихся данной группы, найдя сумму рангов по каждой ценности и разделив ее на число учащихся, отвечавших на вопросы анкеты (по каждой ценности), расположить ценности в соответствии с полученными средними рангами. Аналогично можно провести ранжирование в группе основных желаний студентов (волшебный цветик- семицветик, последний герой - набор вещей).

2.   Изучение мотивации выбора профессии: метод ранжирования

Подготовка, проведение и обработка такие же, как и в предыдущей методике. Предложить проранжировать предложенные утверждения в соответствии со значимостью мотивов выбора профессии для вас (от самых значимых).

Список утверждений:

1 будущая работа представляется мне творческой.

2 привлекает общественная значимость работы, престиж.

3 хочется иметь еще высшее образование.

4 привлекает в будущее возможность быть среди молодежи.

 5 хочу изучать любимый предмет.

 6 по семейной традиции,

7 избранная профессия представляется мне наиболее гуманной.

 8 материальные возможности в будущем.

9 привлекает возможность постоянного саморазвития и самосовершенствования.

10 легко учиться, легче, чем в  вузе.

 11 привлекает преподавание любимого предмета.

12 по настоянию родителей.

13 за компанию с друзьями.

3.   Изучение устойчивости выбора профессии - анкета (можно проводить уже через 3 месяца после начала обучения и повторять 1-2 раза в год).

Предложить выбрать ответ на вопрос из предложенных (букву ответа — записать).

Вопрос: Если бы можно было вернуться назад и повторить свое поступление, то я: А) повторил бы сделанный выбор;

Б) поступил бы на другую специальность;

В) поступил бы в ВУЗ, училище;

Г) затрудняюсь ответить.

4.  Изучение самооценки и оценки собственных умений, навыков - закончи предложение.
Предложить закончить предложения:

1. Я умею...

2. Мои положительные качества...

3. Я люблю...

5. Изучение стремлений учащихся к участию в общественной жизни группы,колледжа - анкета.

Предложить указать, в чем бы каждый мог и хотел бы поучаствовать в группе или колледже:

А) в культмассовых мероприятиях

Б) в спортивных мероприятиях В) в выпуске настенной газеты

Г) в работе информационных групп

Д) в трудовых делах

Е) в благотворительных делах, волонтерском движении.

6.  Изучение предложений учащихся по проведению идеологических и воспитательных мероприятий в группе - анкета.

Предложить учащимся указать, что они предлагают провести для группы (лично или совместно):

1. Что провести в группе?

2. Куда сходить?

3. Что организовать?

Данное анкетирование можно провести с вопросами закрытого типа: дан перечень различных мероприятий, которые запланированы на данный семестр или год в значительно большем количестве каждому учащемуся предлагается указать на самые интересные для него; те мероприятия, которые получили большинство голосов - проводятся.

7.   Изучение системы межличностных отношений в группе - социометрия

  Предложить подписать листок бумаги и на нем написать ответы на предложенные вопросы, сделав выбор партнера из членов группы для совместной деятельности; указать по три фамилии членов группы на каждый вопрос и обосновать сделанный выбор (почему?). Критерии выбора: 1. Кого бы взяли с собой на необитаемый остров? 2. С кем бы участвовал в спортивных мероприятиях? 3. С кем бы участвовал в культмассовой работе? 4. С кем бы работа на субботнике? 5. Кого бы назначил староста группы? Результаты внести в социометрическую матрицу, проставив взаимные выборы, выдели группировки, определив количество выборов у каждого.

8.  Изучить особенности оценивания учащимися друг друга- анкетирование (анонимно)
      Предложить учащимся прослушать вопросы и на листочке бумаги, записав номер вопроса, указать фамилию того учащегося, кого они хотят назвать при ответе на вопросы.

Вопросы: Кого я считаю в нашей группе:

а) самым умным;

б) самым красивым;

в) самым добрым;

г) самым надежным другом;

д) самым добросовестным и старательным и т.д.

9. Изучить особенности самочувствия учащихся в группе- рисуночная методика
   Нарисовать на доске схематичное изображение группы (круг) и точка (Я) в различных сочетаниях:

а) чувствую себя в центре группы, много друзей;

б) я чувствую себя в группе, но несколько изолированно, мало друзей - 1 -2 человека;

в) я не чувствую себя членом группы, либо она меня не принимает, либо я ее не принимаю. Предложить учащимся указать букву того изображения, которое больше всего соответствует его самоощущению в группе.

Работа куратора на первых этапах знакомства с группой

  Процесс социально-психологической адаптации первокурсников к новому ритму и стилю жизни может протекать по-разному. Кто-то легко и быстро адаптируется, а кому-то придется побороться со своими старыми привычками, представлениями, страхами - все зависит от индивидуально-психологических особенностей человека.

 Адаптация пройдет успешно в том случае, если  группа станет сферой реализации потребностей и стремлений каждого учащегося,  будет способствовать раскрытию его индивидуальности и самоопределению. Дальнейшее развитие студенческого  коллектива будет зависеть, в первую очередь, от организации и подбора актива группы, завоевание им авторитета. Важная роль в этом процессе принадлежит куратору. 

 Предложенное занятие направлено на ускорение социально – психологической адаптации учащихся в учебной группе. Проводится с первокурсниками в первые недели обучения во время, отведенное по расписанию куратору группы для организационных занятий.

 Занятие позволит куратору не только поближе познакомиться с учащимися, но и будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе, сокращению эмоциональной дистанции между членами группы, между учащимися и куратором.

  В ходе занятия куратор получит полезную информацию о группе. Эта информация особенно важна, если он не ведет занятий в данной группе в первом семестре.

 Организационные условия проведения:

количество членов группы – 8-20 человек

помещение размером с аудиторию

обязательно наличие стульев и желательно доски

длительность занятия – 1,5 часа

ведущим может быть как куратор, так и психолог, в последнем случае куратор становится участником группы, который выполняет все задания ведущего.

ЗАНЯТИЕ «Мы вместе»

Цель: знакомство членов группы друг с другом, создание атмосферы  доброжелательности, терпимости, активного интереса студентов друг к другу; сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы.

1. Вступительное слово

Все мы хотим, чтобы студенческая жизнь стала яркой, живой, наполненной событиями. Недаром говорят, что студенческие годы – лучшие годы жизни. Станут ли ваши годы такими, во многом зависит от отношений в группе, насколько дружной она будет.

2.Знакомство. Упражнение «Уникальность каждого»

Цель: знакомство участников друг с другом

Содержание: Все сидят по кругу. Процедура знакомства начинается с рассказа куратора о себе. Этим рассказом, степенью его откровенности задается атмосфера занятия (доверия, открытости). Далее каждый учащийся по очереди называет себя по имени и добавляет слово, обозначающее качество, отличающее его от других людей. Это могут быть неожиданные факты (я – из тройни), кулинарные способности, интересный жизненный опыт, особые награды и др. После чего представляет себя. Можно сообщать о своей индивидуальности 2-3 предложения. Эстафету передают вопросом «А ты кто?» и касанием.

3.Упражнение «Не ошибись»

Цель: закрепление имен и снятие напряжение в  группе.

Материалы: мячик

Все становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он  называет  свое  имя  и имя  того, кому адресован мячик. Игра  продолжается  до тех  пор,  пока  участники  не  перестанут переспрашивать друг у  друга имена  и не начнут быстро передавать мяч.

4.Упражнение «Минута»

Цель: помочь участникам ближе   познакомиться

Материалы: не требуются.

Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее – три факта о себе, один из которых – ложь. Остальные должны догадаться, что именно было ложью.

Пример: «Я – Маша Попова. Я хорошо пою. Я обожаю пиццу. Я занималась подводным плаванием».

5. Игра «Ветер дует на…»

Все участники хаотически ходят по комнате. Ведущий говорит магическую фразу «Сильный ветер дует на…» и дальше добавляет характерные черты или детали одежды того, на кого будет дуть ветер (например, у кого черные волосы). Все участники должны быстро дотронуться до участника, обладающего этими качествами, характеристиками.

6. Упражнение «Машина с характером»

Цель: сплочение группы

Оказывается, очень многое  на пути к успеху зависит и от умения работать в команде, быть частью одного большого механизма – коллектив, семья и др.     Вы должны построить воображаемую машину. Её детали – это слаженные и разнообразные движения и возгласы. При этом каждому придется внимательно следить за действиями других. Во время игры нельзя разговаривать. Годится любое действие, но его нужно непрерывно повторять. Когда вы будете задействованы все, скорость движения машины будет увеличиваться до тех пор, пока она не развалится. Обсуждение:

Смогла ли группа создать слаженный механизм?

Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа?

Как влияло на работу то, что нельзя было переговариваться друг с другом

Подведение итогов занятия. Упражнение «Цвет моего настроения»

Каждый участник говорит о том, что нового, полезного узнал на занятии. И с каким настроением завершает занятие.

Комментарии к занятию:

На первом занятии эмоциональная напряженность у учащихся довольно высокая. Она усиливается по мере приближения очереди представляемого. В процессе знакомства ведущий стимулирует группу, задает вопросы. После знакомства уровень напряженности в группе в целом становится  ниже. Следует обращать внимание на тех учащихся, которые добровольно участвуют в упражнениях либо в числе первых высказываются – это учащиеся с выраженными лидерскими качествами. Особое внимание следует уделить тем, кто отмалчивается – это пассивные члены группы. После первого занятия создаются более благоприятные условия для выбора актива группы. 

Игры и упражнения на знакомство и сплочение

для использования при проведении кураторских часов

Упражнение «Имя в движении»

Цель: закрепление участниками имен друг друга

Участники становятся в круг. Каждый играющий по очереди выходит вперед. Произносит имя и делает характерное движение. Все остальные хором повторяют имя и движение каждого.

«Узлы» («Путаница»)

Цель: развивает логическое и образное мышление, сообразительность, направлена на сближение коллектива, выявление в группе лидера

Участники встают в круг, затем закрывают глаза и, вытянув вперед руки, идут к центру. Нужно всем взяться за руки, но только так, как  получается. Руки будут сплетены в один большой узел. Теперь нужно распутаться, не разрывая рук.  Ведущий только советами помогает участникам, но не вмешивается в процесс распутывания.

Упражнение «Сиамские близнецы»

Разбиться на пары, встать плечом к плечу, обнять друг друга одной рукой за пояс, одну ногу поставить рядом с ногой партнера - получаются сросшиеся близнецы ( 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки). Предлагаются задания для пар: походить по помещению, встать, присесть, лечь, порисовать и т.п.

Упражнение «Телефакс»

Цель: дать студентам возможность увидеть

В общении важны все мелочи: содержание, интонации, жесты и мимика. Невнимание к одному из составляющих общения уже ведет к искажению информации.  Следующее упражнение похоже на игру «Испорченный телефон». Первый в ряду игрок получает карточку с рисунком-сообщением. Вам нужно будет передать это сообщение последнему участнику, нарисовав его  указательным пальцем на спине впереди сидящего (изображения цветка, дома, рыбки). Переговариваться запрещено. Когда сообщение дойдет до адресата, он рисует его на бумаге, и мы сравниваем два рисунка.

 

 «Досчитать до  33» 

Цель: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.

Материалы: не требуются.

Задача участников – досчитать до 33. Ведущий начинает счет, называя первое число, его сосед- следующее число, и далее по кругу. При этом важно соблюдать два  правила:  числа,  которые  делятся на три  (3,6,9 и т.д.)  вслух  не произносятся. Вместо этого  участник,  которому  достается  такое число, должен хлопнуть. Если кто-то  ошибается,  счет начинается заново,  начиная   с   того  человека,  который ошибся.  Обычно  группе  не  удается  досчитать до 33 с первого раза.

 Упражнение «Права человека»

Существуют личные права, защищая которые мы обретаем веру в себя, свои силы.  Давайте попробуем составить  список «прав человека», которые необходимы для реализации потребностей вашего «я» и приближения вас   к успеху. (Обсуждение)  А теперь сопоставим его с тем, который составил американский психолог С.Келли:

право быть одному;

право на независимость;

право на успех;

право быть выслушанным и принятым всерьёз;

 право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;

право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным;

право просить то, чего хочешь;

право делать ошибки и быть ответственным за них;

право не быть напористым.

Осуществление именно этих прав, считает С. Келли, поддерживает уверенность человека в себе. А как думаете вы? Может быть, нужно что – то добавить в наш список? (Обсуждение).

Упражнение «Пересадка сердца»

Цель: развивает логическое мышление,  ораторское искусство, пополняет словарный запас, воспитывает чувство сопричастности и участия

Все участники делятся на команды от 3 до 9 человек. Каждой команде выдается одинаковый список пациентов, которым требуется срочная операция по пересадке сердца. Проблема в том, что донорское сердце одно. Каждая из команд выбирает одного пациента, которому операция, по их мнению, необходима больше всего.  Список состоит из 5 пациентов, разных по социальному статусу, значимости для страны и общества (премьер –министр, Нобелевский лауреат, простой рабочий, олимпийский чемпион, многодетная мать и т.д.) Команды должны прийти консенсусу в выборе пациента и аргументировать свой выбор. Главное условие – остальные пациенты умрут.  Время на обсуждение – 30- 40минут. Правильного решения проблема не имеет. Любая человеческая жизнь бесценна. После игры можно провести обсуждение хода игры и ее результатов.

 Упражнение «Переправа»

Цель: сплочение, разрушение пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения.

Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20 – 25см. каждый участник поочередно переправляется  с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

 ОБСУЖДЕНИЕ: Какие психологические качества участников проявились при выполнении этого упражнения? Кто легко и быстро прошел полосу? С чем это связано? А кто испытывал дискомфорт ? Почему? Как его можно преодолеть

Упражнение «Ледокол»

Ведущий зачитывает вопросы, каждый участник отвечает на каждый вопрос.

Вопросы:

1.    Ваш любимый фильм?

2.    Каких выдающихся людей вы встречали в своей жизни?

3.    На какое животное каждый из вас считает себя похожим и почему?

4.    Расскажите о лучшем дне в своей жизни?

5.    Каковы ваши самые ранние воспоминания?

6.    Какое огорчение было самым сильным в вашей жизни?

7.    Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?

8.    Если бы у вас было 5000 долларов, что бы вы с ними сделали?

9.    Назовите, пожалуйста, одну причину, по которой вам хочется находиться в этой группе, и одну причину, по которой вам не хочется быть здесь.

10.Назовите, пожалуйста, ваши качество, которое больше всего нравится другим людям, и ваши качества, которые меньше всего нравятся другим людям.

11.Ваш любимый эстрадный исполнитель?

12.Ваше любимое время года и почему?

13.Какому человеку в нашей группе труднее всех рассказать о себе?

14.Человек, о котором я узнал сегодня больше всего, это...

15.Человек в этой группе, с которым я бы мог провести очень много времени на необитаемом острове, это... Почему?

16.Человек в этой группе, который получает огромное удовольствие от жизни, это...

17.Человек в этой группе, о котором мне бы хотелось узнать побольше, это...

18.Человек в этой группе, который немного пугает меня, это... Почему?

19.Что бы я хотел получить от этой группы?

Упражнение  «Белая ворона»

Участникам группы дается следующая инструкция: «Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано «Белая ворона». Все остальные карточки чистые. Ваша задача - найти «Белую ворону», основываясь на следующих правилах:

во время игры нельзя общаться, даже жестами;

вы должны вжиться в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто «Белая ворона»;

если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека.

Если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга, и игра продолжается. После игры проводится обсуждение. Вопросы ведущего:

Какие чувства, состояния и переживания вы испытали по отношению к каждому участнику?

Кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее?

На каком основании вы принимали решение?

Какие способы поведения использовала «Белая ворона»?



Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое. Определить групповую сплоченность можно при помощи методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (I).

2. Скорее, перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Какие у Вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю (1).

 

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ  (Д. Рассел и М. Фергюссон)

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл), «никогда» (0 баллов). Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.

Опросник:

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3.Для меня невыносимо быть таким одиноким.

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.

6.Я часто застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9.Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14. Я умираю по компании.

15.В действительности никто как следует не знает меня.

16.Я чувствую себя изолированным от других.

17.Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

20.Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка результатов.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Максимально возможный показатель социальной изолированности (показатель одиночества) - 60 баллов. Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов, средней — от 21 до 40 баллов, низкой — от 0 до 20 баллов.      

ваш текст короткого названия картинки

  Яндекс.Метрика